Главный тренер «Салавата Юлаева» Томи Лямся в эксклюзивном интервью KHL.RU подвёл итоги выступления в сезоне, рассказал о главных причинах поражения в полуфинальной серии от «Ак Барса», поделился мнением о зависимости от первого звена, прогрессе молодых хоккеистов и ближайших планах по усилению игры.
«Мы не были плохи на льду, но казанцы заслуженно одержали эту победу»
— Томи, после «сухого» поражения от «Ак Барса» 0-4 в полуфинальной серии Востока эмоции немного улеглись. Какие выводы вы сделали? Что стало главной причиной неудачного завершения сезона?
— Прошла неделя, поэтому мне пока ещё трудно дать глубокий анализ, но я попробую объяснить. Буквально вчера мы собрались всем тренерским штабом, что разобрать нашу игру в каждом матче серии, да и в целом по всему сезону. Мы играли против действительно очень хорошего соперника, и хочу отметить, что мы не играли плохо на протяжении всех четырёх матчей серии. Да, в первой игре в Казани противник действительно превзошёл нас, опережал на несколько шагов вперёд; но последующие три встречи были действительно равными — до первой заброшенной шайбы. Мы не были плохи на льду, но казанцы заслуженно одержали эту победу: они были немного лучше нас.
— После завершения серии вы сказали, что допустили ошибку в плане подготовки команды к стартовому матчу. В чём она заключалась?
— Видимо, я прогадал в тактическом подходе. Мы думали, что за счёт большего контроля шайбы сможем лишить «барсов» сил, мы старались улучшать этот компонент, но не смогли так сыграть на протяжение всего матча.
— Почему игроки «Салавата Юлаева» старались не ввязываться с соперником в стычки? Складывалось впечатление, что им не хватало характера…
— Нет-нет. Как я уже говорил, мы не играли плохо, но соперник лишил нас преимущества за счёт сильной игры в своей зоне и в зоне атаки: мы не могли забить, и были разочарованы этим. У нас практически не было шансов поиграть в большинстве. Наши парни из первой пятёрки старались привнести энергию всей команде. Не могу упрекнуть своих парней в отсутствии характера, они действительно бились, но соперник превзошёл нас в борьбе. Это правда.
— Если говорить в целом, то за счёт чего вы планировали обыграть «Ак Барс»?
— Мы верили в свои силы, в то, как мы играли на протяжении всего сезона. Считаю, что мы показывали действительно хорошую игру в регулярном чемпионате, но в плей-офф уровень требовательности заметно возрастает, многое становится по-другому. Казанцы здорово оборонялись и лишили нас шансов забить, оба вратаря «Ак Барса» — Билялов и Рейдеборн — выступили очень сильно.
— Весь сезон вы делали ставку на звено Сакари Маннинена. До определённого времени это себя оправдывало, но не в плей-офф. Почему?
— В серии против «Трактора» наше первое звено показало себя с лучшей стороны — ребята забили большинство шайб. Но силы наших оппонентов в плей-офф находились на разных уровнях. В этом и кроется главная причина того, что у парней мало что получилось с «Ак Барсом».
— Плей-офф называют временем других хоккеистов: второго, третьего, четвёртого звена. Практически нереально выиграть Кубок Гагарина за счёт одной тройки. Почему другие игровые сочетания не смогли проявить себя именно в атаке? Игроки были заточены под оборону? Такова ваша система игры?
— Конечно же, нет. Думаю, все, кто следил за игрой «Салавата Юлаева» в сезоне, видели, в какой хоккей мы играем. Мы забивали много голов. Нам нужно будет тщательно проанализировать, почему у нас не получилось больше отдачи от всех четырёх звеньев в атаке. Это то, что необходимо сейчас сделать.
— Насколько серьёзно на команду в плане психологии могла повлиять травма одного из лидеров Владимира Жаркова?
— Конечно, всегда неприятно, если получает травму сильный игрок, но я считаю, что все ребята в «Салавате Юлаеве» — настоящие профессионалы, и они должны понимать, что травмы — это часть хоккея.
— Почему вы не стали накладывать нужные звенья в серии с «Ак Барсом», ведь до этого мы видели успешные ходы в матчах против «Трактора»?
— Я неоднократно задействовал наложение звеньев в своей тренерской практике. В серии с «Ак Барсом» мы старались больше использовать сильные стороны каждого звена, требовали больше от каждой линии. Проблема была в том, что у «Ак Барса» четыре действительно очень сильные пятёрки.
— Вы решили изменить игровые сочетания лишь в четвёртом матче серии. Почему не сделали это раньше?
— Потому что все игры с «Ак Барсом» были равными: каждый матч шёл до первой заброшенной шайбы. Я действительно верил, что мы обыграем соперника дома в третьем матче, но, к сожалению, мы не смогли этого сделать, хотя и имели хорошие шансы. Я старался добиться большего эффекта внутри наших сочетаний.
— Юха Метсола в плей-офф периодически пропускал необязательные шайбы, но вы продолжали доверять ему место в воротах. Может быть, стоило выпустить Даниила Тарасова после первой или третьей игры, и тем самым встряхнуть команду?
— Легко сейчас об этом говорить. Я действительно думал об этом, но понимал, как нам нужно было двигаться дальше. Моя идея заключалась в доверии Юхе. Хочу сказать, что это было моё решение.
— Первый президент Башкортостана Муртаза Рахимов как-то сказал, что «Салавату Юлаеву» можно проиграть любому сопернику, но только не «Ак Барсу». Вы понимаете, что 0-4 в серии — это провал?
— Да, конечно, я всё прекрасно понимаю. Мы все в команде разочарованы этим результатом, в том числе и я. Но, как я уже неоднократно говорил, «Салават Юлаев» отдал для победы всё, что у нас было.
— Не считаете ли вы, что достаточно быстрая победа над «Трактором» могла расслабить команду в преддверии серии с «Ак Барсом»?
— Нет, у нас было достаточно сил и энергии перед «Зелёным дерби». На нас было много давления в серии с «Трактором», но после победы мы понимали, что наш ждёт ещё более сильный оппонент, к которому нужно быть готовым на сто процентов. Мы должны были стать одним целым, чтобы пройти достаточно далеко.
«Это был один из лучших регулярных сезонов для «Салавата Юлаева» за последние годы. Но всю работу перечеркнул результат с «Ак Барсом»
— Понятно, что это был сложный сезон, связанный с пандемией коронавируса. Как вы его оцениваете?
— Регулярный чемпионат получился очень хорошим. Наверное, это был один из лучших сезонов для «Салавата Юлаева» за последние годы. В первом раунде плей-офф мы играли в правильный, структурированный хоккей, которым я остался доволен. В серии с «Ак Барсом» играли хорошо, но не смогли победить. Конечно, из-за этого я разочарован. Все мы привыкли оценивать сезон по последней серии. Когда в ней проигрываешь, чувствуешь, что сезон был плохим. Нужно немного времени, чтобы сесть и проанализировать сделанное, понять — из-за чего так получилось. Всю работу в сезоне перечеркнул результат с «Ак Барсом». Ну а если говорить о позитивных вещах, отмечу то, в какой хоккей мы играли, и как ребята работали внутри команды.
— На одной из пресс-конференций вы сказали, что планировали набрать по итогам регулярного чемпионата 75 очков. Откуда взялась именно эта цифра?
— Я проверил прошлые сезоны, посчитал, сколько необходимо набрать очков, чтобы получить преимущество своей площадки в плей-офф. Примерно понимал, что если мы наберём 75 очков, то с большой долей вероятности начнём плей-офф дома.
— Во время осенней эпидемии коронавируса через «Салават Юлаев» прошло около 40 игроков: были подключены ребята из «Тороса» и «Толпара». Кто из ближайшего резерва произвёл на вас наибольшее впечатление?
— В нашей обойме было достаточно много молодых и талантливых хоккеистов. Они получили шанс сыграть в КХЛ, когда ребята из основы заболели коронавирусом. Действительно, я увидел много интересной, хорошей молодёжи, которая сейчас играет за «Толпар». Думаю, через один-два года некоторые из них смогут сделать несколько шагов вперёд и заиграют в «Салавате Юлаеве». Болельщики всегда хотят видеть в основе молодёжь, но в то же время хотят, чтобы мы выиграли Кубок Гагарина. Я заметил, что наши молодые ребята действительно стремятся стать хорошими игроками. Им ещё нет двадцати лет, а они уже нам помогают. Возьмём, например, Башкирова: он сделал несколько шагов вперёд, у него действительно хорошее видение игры, благодаря чему он прогрессирует. Отмечу также Мухамадуллина, Амирова. У них был непростой сезон, их вызывали в сборную, но они добились прогресса. В системе «Салавата Юлаева» достаточно талантливых парней.
— Насколько вы довольны игрой новичков, которые пополнили «Салават Юлаев»: Гранлунда, Науменкова, Плэтта, Алексеева, Тарасова, Воробьёва, Бирюкова, Коробова?
— Я остался ими доволен. Тем, как они влились в наш коллектив, каким характером они обладали; они действительно большие профессионалы. Мне легко ответить на этот вопрос.
— Мы видели, как защитники Александр Алексеев и Михаил Науменков подключались к атакам в играх регулярного чемпионата. Почему они не были столь заметны в плей-офф? Вы изменили их роли на площадке?
— Нет, просто в плей-офф мы не имели таких возможностей и таких контратак, какие у нас случались на протяжении регулярки. «Ак Барс» за счёт надёжной игры в обороне просто лишил нас лучших шансов на взятие ворот.
— Что, помимо травмы, помешало нападающему Михаилу Воробьёву раскрыть свои лучшие качества в «Салавате Юлаеве»?
— Его травма стала потерей для всей команды, потому что мы лишились одного из наших центров, потеряли возможность проводить ротацию в атакующих звеньях. Это очень важная вещь. Воробьёву было достаточно просто начать здесь сезон, он мастеровитый парень, успевший немного поиграть в НХЛ. Возможно, для него стало сюрпризом то, как мы играем, какой уровень игры в КХЛ. В течение сезона он делал шаги в правильном направлении. Конечно, очень жаль, что он так и не смог из-за травмы сыграть этой весной, потому что он молодой, талантливый парень, которому требуется некоторое время для адаптации в этой лиге.
«Считаю, что от обмена Сошникова мы выиграли. Науменков стал важной частью нашей команды»
— Считаете ли вы удачным обмен Сошникова на Науменкова?
— Считаю, что мы выиграли. Мы нуждались в сильном защитнике, вдобавок Михаил очень хорошо проявил себя в раздевалке. Настоящий профессионал своего дела. Он стал важной частью нашей команды.
— Этот сезон для Метсолы стал самым неудачным за время его выступления в КХЛ. Почему так произошло?
— Даже не знаю. Нужно подумать над этим, нам необходимо понять причину. В ближайшее время мы займёмся глубоким анализом выступлений каждого нашего хоккеиста. Как я и говорил ранее, Метсола — очень хороший вратарь.
— Весь сезон «Салават Юлаев» называли командой одного звена. Вы согласны с таким мнением?
— У нас была проблема с поиском второго звена. В серии с «Ак Барсом» она проявилась ещё сильнее.
— Прошлым летом вы говорили о высоком потенциале игроков «Салавата Юлаева». Что помешало полностью его реализовать?
— Это как раз возвращение к предыдущему вопросу. Нам нужно создать четыре полноценных звена, а не одно. В этом и есть главная причина.
— Какую работу над ошибками необходимо провести в межсезонье, чтобы добиться лучшего результата в следующем году?
— Мы должны проанализировать все наши компоненты игры. Я имею в виду тактические элементы, расстановки в звеньях — нас ожидает тяжёлая работа в течение ближайших недель.
— Вы сами формировали тренерский штаб. Николай Цулыгин, Виктор Козлов и Михаил Васильев справились со своей работой?
— Я остался доволен работой, в нашем тренерском штабе была хорошая «химия». Также мы правильно распределили роли в тренерской комнате. Что касается возможного усиления, то будем смотреть. Сядем с моими коллегами, и обсудим все идеи, которые у нас есть.
— «Салават Юлаев» станет сильнее в следующем сезоне?
— Нам нужно улучшить нашу игру, улучшить наш состав. Каждая мелочь влияет на итоговый результат. Как я уже говорил, прежде всего нужно понять, какие у нас игроки, чтобы затем понимать, в какой хоккей мы будем играть.
Досье
Томи Лямся
Родился 16 сентября 1979 года в Лахти, Финляндия
Карьера тренера: 2010—2011 — «Пеликанс» U20, 2011—2012 — «Йокерит» (ассистент главного тренера), 2012—2014 — «Йокерит» (главный тренер), 2012 — сборная Финляндии U16, 2014—2015 — «Пеликанс», 2017—2020 — «Салават Юлаев» (ассистент главного тренера), 2020 — н.в. — «Салават Юлаев» (главный тренер).
Достижения в качестве тренера: чемпион юношеских олимпийских игр (2012), бронзовый призёр чемпионата КХЛ (2019)
Источник: khl.ru